Искусственный интеллект в EdTech: будущее в образовании уже наступило

27 февраля в «Физтехпарке» прошло очередное мероприятие Недели Искусственного Интеллекта – лекции от ведущих разработчиков в Education Technology.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Но как это выглядит на практике и что может дать EdTech искусственный интеллект? Практическими кейсами, над которыми коллеги работают прямо сейчас (в pre-sale формате и разработке) с гостями «Физтехпарка» поделились Роман Павлов (Head of EdTech Data Science Practice) и Елена Макарова (Senior Data Scientist) из компании EPAM, крупнейшего мирового производителя заказного программного обеспечения.

Спикеры рассказали участникам мероприятия об «Искусственном интеллекте в EdTech», представив необычные технологические решения в одной из самых востребованных областей в мире. Речь идет о практике применения машинного обучения в образовательных технологиях. Роман Павлов представил реальные кейсы, а именно – проекты в области генерации текста и оценке педагогических сессий по аудио.

«EdTech, - поделился Роман, - это технологии, которые используются в поддержке обучения, предоставляют доступ к контенту и обеспечивают процесс образования. Раньше это были парта, стол и учебник, сегодня – это планшет, LMS и выход в интернет. Наше подразделение занимается как разработкой учебного контента, так и всех возможных образовательных платформ».

Основные направления деятельности подразделения EPAM в «Физтехпарке» – это Big Data, практика анализа данных и адаптивное обучение, куда входит адаптивный контент. В технопарке работают над технологией, призванной улучшить восприятие студентом знаний по различным дисциплинам. В зависимости от истории взаимодействия ученика с образовательной платформой, ему предлагается подходящий его типу контент, который максимально подходит под особенности характера, возраст, уже имеющееся образование, степень запоминаемости данных и общую вовлеченность в образовательный процесс.

«Есть исследования, доказывающие, что работа с репетитором намного эффективнее и приносит больше плодов, нежели, чем просто обучение в классе с группой, когда для всех учеников усредненно подаются знания,» – рассказал Роман Павлов. Конечно, если этот репетитор станет платформой, доступной в любое время в каждом уголке мира, и будет учитывать все особенности учеников, процесс образования пойдет намного комфортней, легче и качественней.

Елена Макарова рассказала о другой, не менее перспективной и необходимой области применения искусственного интеллекта в образовании – прогнозировании затухания знаний нашей памяти: «Рынок E-learning растет постоянно и с довольно высокой скоростью, соответственно, в сегменте возникает большая конкуренция. Чтобы конкурировать на этом рынке, уже мало просто иметь хорошие курсы, сильный контент либо же грамотную маркетинговую ценовую политику, необходимо также внедрять современные подходы, которую могут выделить компанию среди других. Например, подобные технологии касательно интервального повторения и решения проблем постепенного забывания информации в памяти уже находятся в процессе решения крупными игроками. Изучение долгосрочной памяти было важным для исследователей в области AI не только с точки зрения применения этих данных в образовании, но и из-за того, что некоторые алгоритмы нейронных сетей были построены на моделях, которые вышли из психологии. Речь идет о том, как мы забываем или запоминаем информацию».

На лекции Елена постаралась максимально емко объяснить, как образовательные технологии помогают избежать этих затуханий, используя интервальное повторение. Также спикером была затронута тема автоматизации тестирования доступности контента для людей с ограниченными возможностями.

В этот же день в «Физтехпарке» также выступил Андрей Петров, руководитель программы Центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив с докладом «Применение технологий AI & Data для решения социальных задач».

«Подготовка кадров в области управления на основе данных – одно из важнейших направлений АСИ. Сегодня в регионах развернуто 11 образовательных программ, в рамках которых проводится обучение людей – это свыше 5000 студентов на данный момент. Создан сетевой проект развития компетенций и продвижения технологий искусственного интеллекта, в котором участвует 102 ВУЗа и 5 крупнейших цифровых компаний рунета. Также в процессе реализации находится внутренний сервис АСИ, заключающийся в нализе сообществ России. Более подробная информация появится позже», - поделился Андрей Петров.

В конце лекции спикеры обсудили возможности будущего технологического прорыва в сфере искусственного интеллекта.
Роман Павлов: «Генерация текстов, то есть Natural-language generation (NLG) однозначно обладает блестящими перспективами. Определенно, прорывом станет возможность генерировать задачи автоматически и со стопроцентным качеством. Это уже касается General AI. То есть, этот прорыв не произойдет только лишь в узкой области EdTech, это касается всей сферы искусственного интеллекта».