Программу поддержки ипотеки нужно продолжить

В Москве на площадке IT-технопарка «Физтехпарк» при Московском физико-техническом институте состоялся форум RUSREALEXPO 2016, организованный при поддержке Минстроя России, АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».

На форуме были подняты многие проблемы, одна из важнейших — комплексное развитие застраиваемых территорий. Ни в одном регионе России, кроме Москвы, пока нет еще такого чуда — чтобы жилье строилось с оглядкой не только на коммерческие интересы застройщика, но еще и на исторические или демографические особенности того или иного места. Виной тому, по всей видимости, лень и халатность местных властей. И если за фактическим признанием провала градостроительной политики во всероссийском масштабе последуют хотя бы какие-то действия, можно будет сказать, что форум прошел не зря.

Успешными проектами комплексного развития территорий обычно называют самодостаточные городские кварталы, где есть все для комфортной жизни: рабочие места, школы, дороги, магазины, детские сады. Мировой опыт показывает, что для успешного развития таких проектов необходимы четкие правила взаимодействия бизнеса и власти.

Существует реальный запрос общества на создание комфортных условий проживания, в том числе на строительство современных жилых микрорайонов. «Для всех уже очевидно, что возможность ведения точечной застройки в городских агломерациях практически исчерпана. Сегодня делаем ставку на реализацию проектов комплексного освоения территорий», — подчеркнул министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень.

Денис Филиппов, гендиректор Фонда содействия развитию жилищного строительства, обратил внимание собравшихся на необходимость разработать и утвердить стандарты развития территории в РФ в каждом муниципальном образовании. Он отметил, что критерии застройки должны быть определены в интересах муниципалитетов, а не собственников земельных участков. 

Сегодня изменение проектов планировки территорий и параметров застройки инициируется инвестором. Это неправильно, поскольку именно муниципальные образования с учетом своих интересов должны формировать потребность в жилье, парковых зонах отдыха, точках приложения труда. В качестве положительного примера развития была приведена Москва, где успешно внедрены стандарты, касающиеся благоустройства, озеленения, рекламных пространств и зон отдыха. «Мы готовы взять на себя разработку единого стандарта строительной деятельности для всех субъектов РФ», — отметил Денис Филиппов.

Как отметил в своем выступлении Михаил Мень, 2014 и 2015 годы были рекордными по вводу жилья (83 и 85 млн м2 соответственно). Если взять на вооружение социальный минимум площади жилого помещения в размере 10 м2 общей площади на человека, то получается, что за последние два года смогли улучшить свои условия проживания примерно 17 млн человек. На самом деле эта цифра значительно меньше: одни семьи скупают квартиры оптом, другие не могут наскрести и на одну. В результате, по данным ВЦИОМ и АИЖК, в самой большой стране мира потребность в улучшении жилищных условий продолжают испытывать около 60 млн человек — почти половина населения.

Важнейшей задачей является вовлечение в оборот для жилищного строительства как федеральных, так и региональных и муниципальных земель, которые сейчас используются неэффективно — в том числе и бывших промзон. У АИЖК большие планы на этот счет. По словам министра, около 2 млн семей смогут в течение трех-четырех лет улучшить свои жилищные условия именно на тех территориях, которыми сейчас будет заниматься АИЖК.

Разработка дополнительных механизмов использования неосваиваемых земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, позволит вовлечь в оборот строительства 13 тыс. гектаров в черте городов с населением свыше 250 тыс. человек. По оценке АИЖК, это на сегодняшний день может составить до 20–25% площадей городов. Речь идет прежде всего о промзонах, большинство из которых уже оснащены инженерной и транспортной инфраструктурой.

На форуме прозвучал призыв решить такую наболевшую проблему, как принятие конкретных критериев для расселения аварийного жилья. Компенсация не должна быть договорной, она должна быть совершенно конкретной, по оценочной стоимости расселяемого жилья. Еще одна возможность, которая используется в международном опыте, связана с предоставлением в той же локации нового жилья с определенной скидкой, которую не может получить обычный покупатель в рыночных условиях. Откуда у обитателей разрушающихся домов (то есть трущоб, называя вещи своими именами) деньги на новое жилье, хотя бы и со скидкой, участники форума не уточнили.

И, конечно, на форуме много говорилось о необходимости либо продолжить программу государственного субсидирования ипотечного жилищного кредитования, которая заканчивается в этом году, либо выработать новые формы поддержки строительного сектора.

«Завтра субсидирование на уровне 12% уже не будет давать того эффекта, который оно давало полгода или год назад. То, что мы в итоге вышли на рекордные объемы ввода жилья, доказывает, что господдержка здесь нужна. Будем искать решения», — пообещал Михаил Мень.

В то же время основатель одной из крупнейших строительных компаний столицы Александр Ручьев выразил надежду, что программа по поддержке ипотеки будет сохранена в том или ином виде. Кроме того, он попросил министра изучить возможности поддержки отрасли строительных материалов, которая сегодня находится в ведении Минпромторга.